Текст объявления:
Национальный центр народной культуры «Музей Ивана Гончара» представляет новый выставочный проект
УКРАИНСКАЯ ФОРМУЛА. Ц В Е Т Анатолий Криволап / Мария Приймаченко / народная картина 25.05. - 7.07.2012
Куратор Валерий Сахарук
Открытие 25 мая в 18:00
Цвет является универсальной составляющей украинского космоса. Начиная с желтогорячей глины трипольской керамики, через золото, на фоне которого переливаются всеми оттенками мозаики Софии Киевской, он стал главным средством художественной выразительности в эпоху барокко и остается таким по сей день. Цвет присутствует везде - в пейзаже, в музыке, в живописи. В последней он достигает знакового уровня. Современное украинское искусство пользуется цветом раскованно и свободно, выбирая противовес северной аскезе концептуализма южную полноту трансавангарда. Именно цвет позволяет идентифицировать большинство произведений, созданных в Украине, как украинские. Одной из первых этой фундаментальной категории коснулась Галина Скляренко в выставочном проекте «Глущенко / Сильваши» (2003, галерея «Алипий»). Предметом исследования автора стала европейская, модернистическая традиция живописной культуры, ограниченная в основном узким кругом профессиональных вопросов. Героем нынешнего проекта является известный представитель современной украинской живописи Анатолий Криволап. Однако не жизненный и творческий успех художника побудил сделать этот выбор, а его принципиальное, несколько отличное от академического, понимание природы цвета и его истоков. Сам он декларирует свое видение следующим образом: «В живописи существует немало законов, но взять чистые краски, что почти кричат, и сделать так, чтобы они идеально совпадали - для этого нужно было найти какие-то нестандартные подходы. Меня всегда завораживали яркие цвета и я понял, что нужно приложить усилия, чтобы справиться с такой задачей. Важность цвета интуитивно чувствует народное искусство, в частности украинское, в котором очень часто сочетаются открытые яркие цвета». Последнее наблюдение Анатолия Криволапа и является тем мотивом, который пронизывает проект. Среди художников, составивших эпоху в истории украинского искусства, ведущее место принадлежит Марии Приймаченко. Подлинный масштаб этой личности, значение которой выходит далеко за пределы народной культуры, начинает проступать только сейчас, только сейчас приходит осознание соразмерности творчества великого мастера с поисками ведущих художников прошлого века. Главным формообразующим фактором работ Приймаченко является цвет. Нина Велигоцкая, автор альбома, посвященного мастеру, метко замечает, что «он сам как-будто выбирает необходимую форму». Нужно ли искать сходство между цветом Приймаченко и цветом Криволапа. Оба скорее очерчивают границы воображаемого пространства, способного вместить другие художественные явления, которые за недостатком места невозможно показать в рамках одного проекта. Работы Марии Приймаченко выполняют и другую, не менее важную функцию - фиксируют тот уровень художественной эволюции, на котором сталкиваются индивидуальное и коллективное, профессиональное и народное, эмоциональное и декоративное. Направляя взгляд в направлении, указанном ими, мы увидим на выставке народные картины - образцы культуры, которые хранятся в фондах Музея Ивана Гончара. Не о них ли, в частности, говорил Анатолий Криволап?
Национальный центр народной культуры «Музей Ивана Гончара» Киев / Лаврская, 19 / 280 5210 / honchar.org.ua / honchar_museum@ukr.net |